11
Нужна консультация?
Звоните +7 (918) 448-13-75

Главный фактор роста

11Главный фактор роста

Сколько лидеров должно быть в компании? В зависимости от того, как отвечает на этот вопрос первое лицо бизнеса, с большой долей вероятности можно предсказать шансы этого предприятия на дальнейший рост.

«Лидер должен быть один и этот лидер я сам». За редкими исключениями таким фирмам не суждено преодолеть размеры карликов. Допустим предпринимателю-основателю удалось нащупать «золотоносную рыночную нишу» — зону неудовлетворенного спроса. Собрав группу сотрудников, он предлагает клиентам востребованный товар или услугу. Продажи идут вверх, для обслуживания растущих объемов фирма нанимает новых сотрудников, а для управления новичками часть «старичков» получает повышение на менеджерские должности. Однако такое повышение, как правило, не бывает полноценным из-за установок первого лица, который не готов делиться своим лидерским статусом и полномочиями. Новоиспеченные менеджеры самостоятельных решений принять не могут и по каждому вопросу бегут за решением к боссу. В итоге способность такого бизнеса реагировать на запросы клиентов, изменения во внешней среде, а также его рост ограничиваются ресурсом внимания и физических сил самого руководителя.

«Все руководители подразделений должны быть лидерами для своих подчиненных». Такое утверждение руководителя признак достаточно развитой и формализованной системы управления. Скорее всего в компании господствует организационная вертикаль с четким закреплением зон функциональной ответственности и полномочий за руководителями соответствующих подразделений. Подбор руководителей осуществляется с учетом их лидерского потенциала. Лидерство — прерогатива формальных руководителей, а неофициальное лидерство не приветствуется или вызывает подозрения. Инициатива в очерченных рамках допустима, за их пределами — это уже риск для карьеры. Рост бизнеса достигается за счет специальных проектов (открытие новых филиалов, внедрение инновационных продуктов и технологий). Таким образом масштабы и скорость роста компании зависят от количества специальных проектов, которыми могут управлять ее руководители.

«Нам нужны лидеры на всех участках бизнеса, поэтому у нас есть система развития существующих и подготовки новых лидеров». Осознанная потребность в лидерах возникает как только руководство компании осознает, что рост бизнеса может быть ограничен только количеством людей, способных возглавить соответствующие проекты. При этом рост понимается довольно широко — источником дополнительной прибыли могут стать не только масштабные инвестиционные проекты, но и «малые инновации», разрабатываемые на разных и в т.ч. низовых уровнях (кружки качества, межфункциональные рационализаторские команды, экспериментальные участки).

Главный фактор роста

Итак, если лидеры определяют способность бизнеса к росту, то забота об их подготовке должна быть приоритетом кадровой политики предприятия. Система развития лидеров должна разрабатываться с учетом специфики компании и было бы неправильным здесь давать единообразные рецепты «для всех». Вместо этого я остановлюсь на главных принципах, которые помогут сделать подготовку лидеров действительно эффективной.

Опросы, проведенные Center for Creative Leadership (CCL)  сотен руководителей ведущих корпораций США и стран ЕС помогли выделить следующие ключевые факторы становления лидеров:

  • Трудности и кризисные ситуации — 34%;
  • Сложные задания — 27%;
  • Пример других лидеров — 22%;
  • Прочие факторы, включая формальное обучение — 17%.

В идеале программы подготовки лидеров должны быть комплексными и включать в себя помимо привычного тренинга лидерских навыков работу над новыми проектами, практическое взаимодействие с более опытными руководителями и решение сложных задач.

Проведенные исследования также указывают на 4 блока навыков, развитие которых способно в первую очередь повлиять на успешность лидера:

  1. Создание и поддержание взаимоотношений
  2. Достижение целей «во что бы то ни стало»
  3. Способность вести сотрудников за собой
  4. Изобретательность.

При этом CCL выделяет несколько условий при которых развитие лидеров происходит наиболее успешно:

  • Оценка  эффективности собственной работы как источник информации о зонах, требующих развития
  • Вызов в виде новых или более сложных задач, которые стимулируют мыслительную, управленческую или предпринимательскую активность
  • Поддержка со стороны компании в форме наставничества, коучинга, обучения и других требуемых ресурсов.

Рост предприятия невозможен без людей, способных возглавить проекты корпоративных преобразований: больших и малых. Системная подготовка лидеров — это новый этап, который еще только предстоит пройти российскому бизнесу и изучение передового мирового опыта будет в скором времени им востребовано.

Возможно вам будет интересно